Смерть Адама (Der God Adams) - Трагедия (1790)
Долина, окруженная горами, в ней шалаши и алтарь Авелев (гробница Авеля, убитого
братом его, Каином). Адам молится у алтаря, а сын его, Сиф, и одна из правнучек,
Зелима, говорят между собой. Зелима счастлива — ведь сегодня Адам должен «ввести
ее в сень брачную», она выходит за мудрого Гемана, которого сама избрала мужем
своим. Но Сиф не может радоваться вместе с нею, потому что он видел недавно, что
отец его, Адам, печален, что лицо его покрыто смертной бледностью, а «ноги едва
переступают».
Адам восклицает: «Мрачный день! Ужасный». Он отсылает Зелиму к матери и,
оставшись наедине с Сифом, рассказывает, что было ему видение. Явился ему Ангел
Смерти и рек, что вскоре Адам снова узрит его. Мысль о близкой смерти, о том,
что он должен умереть, и все дети его — весь род человеческий — тоже смертны,
терзает Адама, наполняет его душу невыносимым ужасом и тоскою. Ведь он был
создан для бессмертия, а смертность — это наказание за великий грех, который
совершил он, ослушавшись Господа, и вина за тот грех лежит на всех его потомках.
Он просит Сифа вымолить у Творца хотя бы еще один день жизни, но на долину
спускается мрак, появляется Ангел смерти и объявляет Адаму, что по велению
Всемогущего он умрет «до захождения солнца», в тот миг, когда Ангел взойдет на
скалу и ниспровергнет ее. Адам смиренно принимает эту весть, но душа его полна
скорби. Он не хочет, чтобы жена его, Ева, и потомки видели его умирающим.
Возвращается Зелима. Она в смятении, потому что незнакомый человек, «грозный,
свирепый, с быстрыми глазами и бледным лицом», ищет Адама. Она видит отрытую
рядом с алтарем могилу, узнает, что Адам готовится к смерти, и молит его не
умирать. В это время появляется Каин, который обвиняет Адама во всех несчастьях
своих, а когда тот просит его замолчать, пожалеть хотя бы юную Зелиму, «эту
невинность плачущую», с горечью произносит: «Но где существует невинность, с тех
пор как родились дети Адамовы?» Он хочет отомстить отцу за то, что убил он брата
своего, Авеля, за то, что нигде не может обрести покоя. Задумал он ужасное
мщение — проклясть отца в день смерти его. Адам заклинает его не делать этого
ради спасения, которое еще возможно для Каина, но тот в неистовстве восклицает
перед алтарем убитого им брата: «Да начнется проклятие твое в день смерти твоей,
да истребится род твой!» Но вдруг он — словно человек, которого покинуло
безумие, — ужасается тому, что творит. Каину мнится, что он пролил кровь отца
своего, и он устремляется прочь, охваченный отчаянием. Велика вина Каина перед
отцом, и тяжек грех, им совершенный, но Адам посылает к нему Сифа и велит
облегчить его терзания и передать, что прощает его. Каин в экстатическом порыве
взывает к Господу и просит простить Адама, как тот простил своего грешного сына.
Измученный страданиями, Адам засыпает у гробницы. Появляется Ева. Она полна
счастья оттого, что нашелся младший ее сын, Зуния, который недавно заблудился.
Когда Сиф сообщает ей, что Адам должен умереть, она в безмерной печали бросается
к мужу и молит его взять ее с собой. Проснувшийся Адам утешает ее словами,
полными бесконечной любви. В это время приходят молодые матери, чьих детей
должен благословить праотец, и Зуний. Адам, глаза которого уже застлала смертная
пелена, слышит голос младшего сына среди голосов плачущих сородичей, но в этом
мире для Адама уже не может быть радости. Сиф с ужасом видит, что верхушки
кедров уже закрывают солнце, и просит Адама благословить их всех. Но Адам
отвечает, что не может этого сделать, ибо на нем лежит проклятие. Страх смерти,
мысль о том, что он навлек проклятие на детей своих и тем обрек их на страдания,
мучают его еще сильнее. «Где буду я?» — в отчаянии вопрошает он. Завеса с глаз
Адама спадает, он видит лица родных и «плачевное жилище смерти» — готовую
гробницу. Но внезапно, когда ужас умирающего достигает апогея, на него снисходит
умиротворение, словно кто-то посылает ему благую весть, и все с изумлением и
великой радостью видят, как лицо его озаряется ангельской улыбкой. Страх смерти
покидает Адама, ибо он теперь знает, что Бог простил его и что за смертью грядет
спасение и вечная жизнь.
Адам подзывает к себе детей, внуков и правнуков. Вместе с Евой, которая скоро
соединится с Адамом в иной жизни, он благословляет своих потомков и сообщает им
о том, что прощен, а вместе с ним прощен весь род человеческий. «Вы умрете, но
умрете для бессмертия», — наставляет он чад своих. Он наказывает им быть
мудрыми, благородными, любить друг друга и благодарить сотворившего их в час
жизни и в час смерти.
Вдали слышен шум, скалы низвергаются.
Адам умирает со словами: «Великий судия! Я иду к Тебе!»
И. А. Москвина-Тарханова
|