Самсон-борец (Samson Agonistes) - Трагедия (1671)
Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в
тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряет его тело, а душевные страдания терзают
душу.
Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был прежде,
и эти воспоминания причиняют ему горькие муки. Он вспоминает о том, что Господь
предвозвестил избавление Израиля от ига филистимлян: освободить свой народ
суждено ему, слепому и беспомощному узнику. Самсон раскаивается в том, что
раскрыл тайну своей силы Далиле, которая предала его в руки врагов. Однако он не
смеет сомневаться в слове Божьем и лелеет в сердце надежду.
В день праздника, посвященного Дагону, морскому божеству филистимлян, когда
никто из язычников не работает, Самсону разрешено покинуть стены своей темницы
и отдохнуть. Влача тяжелые цепи, он уходит в уединенное место и предается
тягостным раздумьям.
Здесь его находят пришедшие из Естаола и Цоры — родных мест Самсона — его друзья
и соплеменники и пытаются по мере сил утешить несчастного собрата. Они убеждают
страдальца не роптать на промысел Всевышнего и не упрекать себя, однако
удивляются тому, что Самсон всегда предпочитал женщинам Израиля филистимлянок.
Поверженный герой объясняет им, что к этому его побудил тайный голос Бога,
повелевавшего ему бороться с врагами и использовать любую возможность, чтобы
усыпить их бдительность.
Самсон винит правителей Израиля, которые не поддержали его и не выступили против
филистимлян, когда он одерживал славные победы. Они даже решили выдать его
врагам, чтобы спасти родину от захватчиков. Самсон позволил филистимлянам
связать себя, а потом с легкостью разорвал путы и перебил всех язычников ослиной
челюстью. Если бы тогда вожди Израиля решились выступить в поход против них,
была бы одержана окончательная победа.
Приходит старец Маной, отец Самсона. Он удручен жалким состоянием своего сына,
в котором все привыкли видеть непобедимого воителя. Но Самсон не позволяет ему
роптать на Бога и винит в своих бедах лишь самого себя. Маной сообщает сыну о
том, что собирается хлопотать у филистимских правителей о его выкупе.
Маной собирается отправиться к ним сегодня, когда все филистимляне празднуют
день благодарения Дагону, который, как они верят, избавил их от руки Самсона. Но
поверженный герой не хочет жить, вечно помня о своем позоре, и предпочитает
смерть. Отец уговаривает его согласиться на выкуп и предоставить все Божьей
воле и уходит.
Появляется жена Самсона, красавица Далила, и умоляет его выслушать ее: она
жестоко раскаивается в том, что поддалась уговорам соплеменников и выдала им
тайну его силы. Но ей двигала только любовь: она боялась, что Самсон бросит ее,
как он бросил свою первую жену, иноверку из Фимнафа. Соплеменники обещали
Далиле лишь захватить Самсона в плен, а потом отдать его ей. Самсон мог бы жить
в ее доме, а она бы наслаждалась его любовью, не боясь соперниц.
Она обещает Самсону уговорить филистимских начальников, чтобы ей позволили
забрать его домой: она станет ухаживать за ним и во всем угождать. Но Самсон не
верит раскаянию Далилы и гневно отвергает ее предложение. Далила, уязвленная
отказом Самсона и его презрением, отрекается от мужа и уходит.
Появляется Гарафа, исполин из филистимского города Гефа. Он сожалеет, что ему не
довелось помериться силами с Самсоном, когда тот был еще зряч и свободен. Гарафа
насмехается над поверженным героем и говорит ему, что Бог оставил Самсона,
Самсон, у которого закованы только ноги, вызывает хвастливого Гарафу на
поединок, но тот не решается приблизиться к разгневанному узнику и уходит.
Появляется служитель храма Дагона и требует, чтобы Самсон предстал на
празднестве перед филистимской знатью и показал всем свою силу. Самсон с
презрением отказывается и отсылает служителя.
Однако, когда тот приходит снова, Самсон, ощущая в душе тайный порыв,
соглашается прийти на языческий праздник и показать свою силу в капище Дагона.
Он верит, что этого хочет Бог Израиля, и предчувствует, что этот день покроет
его имя или несмываемым позором, или неувядаемой славой.
С Самсона снимают оковы и обещают ему свободу, если он проявит смирение и
покорность. Вверяя себя Богу, Самсон прощается со своими друзьями и
соплеменниками. Он обещает им ничем не посрамить ни свой народ, ни своего Бога
и отправляется вслед за служителем.
Приходит Маной и рассказывает израильтянам, что есть надежда на то, что ему
удастся выкупить сына. Его речи прерывает страшный шум и чьи-то вопли. Решив,
что это радуются филистимляне, потешаясь над унижением его сына, Маной
продолжает свой рассказ. Но его прерывает появление вестника. Он — еврей, как и
они. Придя в Газу по делам, он стал свидетелем последнего подвига Самсона.
Вестник так поражен случившимся, что сначала не находит слов. Но оправившись,
он рассказывает собравшимся собратьям о том, как Самсон, которого привели в
театр, полный филистимской знатью, обрушил кровлю здания и вместе с врагами
погиб под обломками.
В. В. Рынкевич
|