АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Джон Мильтон (John Milton) 1608—1674
Потерянный рай (Paradise Lost) - Поэма (1658—1665, опубл. 1667)
Поэт размышляет о причине непослушания первой четы людей, которые нарушили
единственный запрет Творца всего сущего и были изгнаны из Эдема. Вразумленный
Духом Святым, поэт называет виновника падения Адама и Евы: это Сатана, явившийся
им в облике Змия.
Задолго до сотворения Богом земли и людей Сатана в своей непомерной гордыне
восстал против Царя Царей, вовлек в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними
низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Поверженный,
но бессмертный, Сатана не смиряется с поражением и не раскаивается. Он
предпочитает быть владыкой Ада, а не слугой Неба. Призывая Вельзевула, своего
ближайшего соратника, он убеждает его продолжать борьбу с Вечным Царем и творить
лишь Зло вопреки Его державной воле. Сатана рассказывает своим приспешникам,
что вскоре Всемогущий создаст новый мир и населит его существами, которых
возлюбит наравне с Ангелами. Если действовать хитростью, то можно захватить
этот вновь созданный мир. В Пандемониуме собираются на общий Совет вожди
воинства Сатаны.
Мнения вождей разделяются: одни выступают за войну, другие — против. Наконец они
соглашаются с предложением Сатаны проверить истинность древнего предания, в
котором говорится о создании Богом нового мира и о сотворении Человека.
Согласно преданию, время создания этого нового мира уже пришло. Коль скоро
Сатане и его ангелам закрыт путь на Небеса, следует попытаться захватить вновь
созданный мир, изгнать или переманить на свою сторону его обитателей и так
отомстить Творцу. Сатана отправляется в рискованное путешествие. Он преодолевает
пучину между Адом и Небесами, а Хаос, ее древний владыка, указывает ему путь к
новозданному миру.
Бог, восседающий на своем наивысшем престоле, откуда Он
прозревает прошлое, настоящее и грядущее, видит Сатану, который летит к
новозданному миру. Обращаясь к своему Единородному Сыну, Господь предрешает
падение Человека, наделенного свободной волей и правом выбора между добром и
злом. Всемогущий Творец готов помиловать Человека, однако прежде тот должен
понести наказание за то, что, нарушив Его запрет, дерзнул сравниться с Богом.
Отныне человек и его потомки будут обречены на смерть, от которой их может
избавить лишь тот, кто пожертвует собой ради их искупления. Чтобы спасти мир.
Сын Божий выражает готовность принести себя в жертву, и Бог-Отец принимает ее.
Он повелевает Сыну воплотиться в смертную плоть. Ангелы небесные преклоняют
главы перед Сыном и славословят Ему и Отцу.
Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной и скитается по
сумрачной пустыне. Он минует Лимб, Небесные Врата и опускается на Солнце.
Приняв облик юного Херувима, он выведывает у Правителя Солнца, Архангела Уриила,
местонахождение Человека. Уриил указывает ему на один из бесчисленных шаров,
которые движутся по своим орбитам, и Сатана спускается на Землю, на гору Нифат.
Минуя райскую ограду, Сатана в облике морского ворона
опускается на вершину Древа Познания. Он видит чету первых людей и размышляет
над тем, как погубить их. Подслушав беседу Адама и Евы, он узнает, что им под
страхом смерти запрещено вкушать от плодов Древа Познания. У Сатаны созревает
коварный план: разжечь в людях жажду знания, которая заставит их преступить
запрет Творца.
Уриил, спустившись на солнечном луче к Гавриилу, охраняющему Рай, предупреждает
его, что в полдень злой Дух из Преисподней направлялся в образе доброго Ангела
к Раю. Гавриил выступает в ночной дозор вокруг Рая. В куще, утомленные дневными
трудами и чистыми радостями священной брачной любви, спят Адам и Ева. Ангелы
Итуриил и Зефон, посланные Гавриилом, обнаруживают Сатану, который под видом
жабы притаился над ухом Евы, чтобы во сне подействовать на ее воображение и
растравить ее душу необузданными страстями, смутными помыслами и гордыней.
Ангелы приводят Сатану к Гавриилу. Мятежный Дух готов вступить с ними в борьбу,
но Господь являет Сатане небесное знамение, и тот, видя, что его отступление
неминуемо, уходит, но не отступается от своих намерений.
Утром Ева рассказывает Адаму свой сон: некто, подобный небожителям, соблазнил
ее вкусить плод с Древа Познания и она вознеслась над Землей и испытала ни с
чем не сравнимое блаженство.
Бог посылает к Адаму Архангела Рафаила, чтобы тот поведал ему о свободной воле
человека, а также о близости злобного Врага и его коварных замыслах. Рафаил
рассказывает Адаму о Первом мятеже на небесах: Сатана, воспылавший завистью за
то, что Бог-Отец возвеличил Сына и нарек Его помазанным Мессией и Царем, увлек
легионы Ангелов на Север и убедил их восстать против Вседержителя. Один лишь
Серафим Абдиил покинул стан мятежников.
Рафаил продолжает свой рассказ.
Бог послал Архангелов Михаила и Гавриила выступить против Сатаны. Сатана созвал
Совет и вместе с сообщниками придумал дьявольские машины, с помощью которых
оттеснил войско Ангелов, преданных Богу. Тогда Всемогущий послал на поле битвы
своего Сына, Мессию. Сын отогнал Врага к ограждению Небес, и, когда их
Хрустальная Стена разверзлась, мятежники упали в уготованную им бездну.
Адам просит Рафаила рассказать ему о сотворении этого мира. Архангел
рассказывает Адаму, что Бог возжелал создать новый мир и существ для его
заселения после того, как Он низверг Сатану и его приспешников в Ад. Всемогущий
послал Сына своего, Всезиждущее Слово, в сопровождении Ангелов вершить дело
творения.
Отвечая на вопрос Адама о движении небесных тел, Рафаил осторожно советует ему
заниматься лишь такими предметами, которые доступны человеческому разумению.
Адам рассказывает Рафаилу обо всем, что помнит с мига своего сотворения. Он
признается Архангелу в том, что Ева обладает над ним неизъяснимой властью. Адам
понимает, что, превосходя его внешней красотой, она уступает ему в духовном
совершенстве, однако, невзирая на это, все ее слова и поступки кажутся ему
прекрасными и голос разума умолкает перед ее женской прелестью. Архангел, не
осуждая любовных наслаждений брачной четы, все же предостерегает Адама от слепой
страсти и обещает ему восторги небесной любви, которая неизмеримо выше земной.
Но на прямой вопрос Адама — в чем выражается любовь у небесных Духов, Рафаил
отвечает неопределенно и вновь предостерегает его от размышлений над тем, что
недоступно разуму человека.
Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего Змия, самого
хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми речами склоняет ее
к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеждает ее, что она не
умрет, и рассказывает о том, как благодаря этим плодам сам он обрел речь и
разумение.
Ева поддается уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму.
Потрясенный супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с ней и также
преступает запрет Творца. Вкусив плодов, Прародители чувствуют опьянение:
сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе безудержное
сладострастие, на смену которому приходит разочарование и стыд. Адам и Ева
понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги и неземное блаженство,
обманул их, и упрекают друг друга.
Бог посылает на Землю своего Сына судить ослушников. Грех и Смерть, прежде
сидевшие у Врат Ада, покидают свое прибежище, стремясь проникнуть на Землю. Идя
по следам, проложенным Сатаной, Грех и Смерть воздвигают мост через Хаос между
Адом и новозданным миром.
Тем временем Сатана в Пандемониуме объявляет о своей победе над человеком.
Однако Бог-Отец предрекает, что Сын победит Грех и Смерть и возродит Его
творение.
Ева, в отчаянии от того, что на их потомство должно пасть проклятие, предлагает
Адаму немедленно отыскать Смерть и стать ее первыми и последними жертвами. Но
Адам напоминает супруге про обетование, согласно которому Семя Жены сотрет главу
Змия. Адам надеется умилостивить Бога молитвами и покаянием.
Сын Божий, видя искреннее раскаяние Прародителей, ходатайствует о них перед
Отцом, надеясь, что Всемогущий смягчит свой суровый приговор. Господь
Вседержитель посылает Херувимов во главе с Архангелом Михаилом, чтобы изгнать
Адама и Еву из Рая. Перед тем как исполнить приказание Бога-Отца, Архангел
возводит Адама на высокую гору и показывает ему в видении все то, что произойдет
на Земле до потопа.
Архангел Михаил рассказывает Адаму о грядущих судьбах рода людского и объясняет
данное Прародителям обетование о Семени Жены. Он говорит о воплощении, смерти,
воскресении и вознесении Сына Божия и о том, как будет жить и бороться Церковь
до Его второго Пришествия. Утешенный Адам будит спящую Еву, и Архангел Михаил
выводит чету из Рая. Отныне вход в него будет охранять пылающий и непрестанно
обращающийся меч Господень. Ведомые промыслом Творца, лелея в сердце надежду о
грядущем избавлении рода людского, Адам и Ева покидают Рай.
В. В. Рынкевич