Никомед (Nicomede) - Трагедия (1651)
Ко двору царя Вифинии Прусия прибывают два его сына. Никомед, сын от первого
брака, оставил войско, во главе которого он одержал многочисленные победы,
положив к ногам отца не одно царство; его обманом завлекла в столицу мачеха,
Арсиноя. Сын Прусия и Арсинои, Аттал, возвратился на родину из Рима, где он с
четырехлетнего возраста жил заложником; хлопотами римского посла Фламиния Аттала
отпустили к родителям за то, что те согласились выдать республике злейшего ее
врага — Ганнибала, однако римляне так и не насладились зрелищем плененного
карфагенянина, ибо он предпочел принять яд.
Царица, как это часто бывает со вторыми женами, всецело подчинила своему влиянию
престарелого Прусия. Это по ее воле Прусий в угоду Риму лишил своего
покровительства Ганнибала, теперь же она плетет интриги, желая сделать
наследником престола вместо Никомеда своего сына Аттала, а также расстроить брак
пасынка с армянской царицей Лаодикой.
Арсиною в ее интригах поддерживает Фламиний, ибо в интересах Рима, с одной
стороны, возвести на вифинский престол получившего римское воспитание и римское
гражданство Аттала, а не гордого и независимого, прославленного в походах
Никомеда, а с другой — воспрепятствовать усилению Вифинии за счет династического
союза с Арменией.
До сих пор сводные братья не были знакомы друг с другом и впервые встречаются в
присутствии Лаодики, в которую оба они влюблены, однако только Никомеду она
отвечает взаимностью. Эта первая встреча чуть было не окончилась ссорой.
Арсиное трения между братьями только на руку, ведь в соответствии с ее планами
один из них должен быть сокрушен, другой, напротив, возвышен. Царица уверена,
что с помощью римлян Аттал легко займет отцовский престол; что до женитьбы на
Лаодике, то это труднее, но все же она видит способ погубить Никомеда и вынудить
армянскую царицу вступить в нежеланный ей брак.
Царь Прусий в последнее время не на шутку встревожен беспримерным возвышением
Никомеда: победитель Понта, Каппадокии и страны галатов пользуется властью,
славой и народной любовью большими, нежели те, что когда-либо доставались на
долю его отца. Как подсказывают Прусию уроки истории, подобным героям часто
прискучивает звание подданного, и тогда, возжелав царского сана, они не жалеют
государей. Начальник телохранителей Прусия, Арасп, убеждает царя, что опасения
его были бы оправданы, когда бы речь шла о ком-нибудь другом, честь же и
благородство Никомеда не подлежат сомнению. Доводы Араспа не рассеивают
полностью тревоги Прусия, и он решает попытаться, действуя с искючительной
осторожностью, отправить Никомеда в почетное изгнание.
Когда Никомед является к отцу, дабы поведать о своих победах, Прусий встречает
его весьма холодно и попрекает тем, что тот оставил вверенное ему войско. На
почтительную просьбу Никомеда позволить ему сопровождать отбывающую на родину
Лаодику царь отвечает отказом.
Беседу отца с сыном прерывает появление римского посла Фламиния, который от
имени республики требует, чтобы Прусий назначил своим наследником Аттала. Дать
ответ послу Прусий велит Никомеду, и тот решительно отвергает его требование,
разоблачая планы Рима ослабить Вифинию, которая при таком царе, как Аттал,
вместе с вновь приобретенными землями утратит все свое величие.
Договориться между собой Фламинию и Никомеду мешает, кроме разницы устремлений,
еще и разделяющая их вражда: отец Фламиния в битве у Тразименского озера пал от
руки Ганнибала, учителя Никомеда, высоко им чтимого. Фламиний тем не менее идет
на уступку: Никомед станет править Вифинией, но с условием, что Аттал возьмет в
жены Лаодику и взойдет на армянский трон. Никомед и на сей раз отвечает Фламинию
решительным отказом.
Прусию не чуждо благородство, и, хотя Лаодика находится в его власти, он не
считает возможным чинить насилие над царственной особой. Посему, коль скоро Риму
угодна женитьба Аттала и Лаодики, пусть Фламиний отправится к армянской
принцессе и от имени республики предложит ей в мужья сына Арсинои.
Замыслу Фламиния не суждено было сбыться — по пути к галере Никомед бежал с
помощью неизвестного друга. Царевич выходит к толпе, и бунтующий народ тут же
успокаивается. В сознании собственной силы он предстает перед испуганными
домочадцами и римским послом, но и не помышляет о мести — все, кто хотел ему
зла, могут быть оправданы: мачехой руководила слепая любовь к сыну, отцом —
страсть к Арсиное, Фламинием — стремление соблюсти интересы родной страны.
Никомед всех прощает, а для Аттала обещает завоевать любое из соседних царств,
какое приглянется Арсиное.
Никомед тронул сердце мачехи, и та искренне обещает отныне любить его, как
родного сына. Тут же, кстати, выясняется, что другом, помогшим Никомеду бежать,
был Аттал.
Прусию ничего не остается, как распорядиться о жертвоприношениях, дабы просить
богов даровать Вифинии прочный мир с Римом.
Л А. Карельский
|