Джованни Джакомо Казанова (Giovanni Giacomo Casanova)
1725-1798
История моей жизни (Histoire de ma vie) - Мемуары (1789—1798, полн. опубл.
I960—1963)
Прославленный венецианский авантюрист, чье имя стало нарицательным, был
блестящим рассказчиком; постепенно он принялся записывать свои рассказы; записи
эти переросли в мемуары.
Как всякий истинный искатель приключений, Казакова проводит жизнь в разъездах.
Прибыв однажды в Константинополь, он знакомится с почтенным философом Юсуфом и
богатым турком Исмаилом. Восхищенный суждениями Казановы, Юсуф предлагает ему
перейти в мусульманство, жениться на его единственной дочери и стать его
полноправным наследником. Исмаил и сам выказывает гостю свою любовь, отчего тот
чуть было совсем не порывает с гостеприимным турком. Пережив еще ряд
приключений, Казанова отбывает обратно в Европу, с заходом на остров Корфу, где
успевает влюбиться и завести интрижку.
По дороге в Париж Казанова задерживается в Турине; там он находит «все равно
прекрасным — город, двор, театр» и женщин, начиная с герцогинь Савойских. Но,
несмотря на это, ни одна из местных дам не удостаивается любви великого
сердцееда, кроме случайной прачки в гостинице, а посему вскоре он продолжает
свой путь. Остановившись в Лионе, Казанова становится «вольным каменщиком,
учеником», а два месяца спустя, в Париже, он поднимается на вторую ступень, а
затем и на третью, то есть получает звание «мастера». «Эта ступень высшая», ибо
прочие титулы имеют лишь символический смысл и «ничего к званию мастера не
добавляют».
В Париже Казанова смотрит, наблюдает, встречается с литературными
знаменитостями. Кребийон дает высокую оценку мастерству Казановы-рассказчика,
однако замечает, что его французская речь, хотя и вполне понятная, звучит
«словно бы итальянскими фразами». Кребийон готов давать уроки талантливому
итальянцу, и Казанова целый год изучает под его руководством французский язык.
Любознательный путешественник посещает Оперу, итальянцев, Французскую комедию, а
также «Отель дю Руль» — веселое заведение, возглавляемое мадам Париж. Тамошние
девочки производят на итальянца столь сильное впечатление, что он регулярно
посещает его до самого своего переезда в Фонтенбло.
В Фонтенбло каждый год охотится Людовик XV, и на те полтора месяца, которые
король проводит на охоте, весь двор, вместе с актерами и актрисами из Оперы
перебираются в Фонтенбло. Там Казанова знакомится с августейшим семейством, а
также с мадам де Помпадур, искренне влюбленной в своего красавца короля.
Вращаясь среди очаровательных придворных дам, Казанова не забывает и о
красавицах горожанках. Дочь его квартирной хозяйки становится виновницей его
столкновения с французским правосудием. Заметив, что девушка влюблена в него,
авантюрист не может не утешить красотку, и вскоре обнаруживается, что у той
будет ребенок. Мать девицы обращается в суд, однако судья, выслушав хитроумные
ответы обвиняемого, отпускает его с миром, приговорив лишь к оплате судебных
издержек. Впрочем, растроганный слезами девицы, Казанова дает ей деньги на роды.
Впоследствии он встречает ее на ярмарке — она стала актрисой в комической опере.
Актрисой становится и девица Везиан, юная итальянка, приехавшая в Париж, чтобы
разжалобить министра и что-нибудь получить за погибшего отца, офицера
французской армии. Казанова помогает юной соотечественнице устроиться
фигуранткой в Оперу, где та быстро находит себе богатого покровителя. Казанова
устраивает судьбу и случайно встреченной им в балагане тринадцатилетней
замарашки. Разглядев острым взором под грязью поразительное совершенство форм
девушки, Казанова собственноручно отмывает ее и отправляет к художнику —
рисовать ее портрет. Портрет этот попадает на глаза королю, который тотчас
приказывает доставить к нему оригинал. Так девица, прозванная Казоновой О-Морфи
(«Красавица»), на два года поселяется в Оленьем Парке. Расставшись с ней, король
выдает ее замуж за одного из своих офицеров. Сын своего времени, Казанова
обладает самыми разнообразными познаниями, включая каббалистические знания. С их
помощью он вылечивает герцогиню Шартрскую от прыщей, что немало способствует его
успеху в обществе.
В Париже, Дрездене, Венеции — везде, где бы Казанова ни находился, он сводит
знакомства как с обитательницами веселых домов, так и со всеми хорошенькими
женщинами, каких только можно встретить окрест. И женщины, удостоившиеся
внимания блистательного авантюриста, ради его любви готовы на все. А болезненная
венецианская девица, познав любовь Казановы, даже излечивается от своего недуга;
девица эта настолько околдовывает великого авантюриста, что тот готов даже
жениться на ней. Но тут случается непредвиденное: венецианский трибунал
инквизиции арестовывает Казанову как нарушителя общественного спокойствия,
заговорщика и «изрядного негодяя». Помимо доносов, написанных ревнивцами и
ревнивицами, в доме у Казановы обнаруживают книги заклинаний и наставления по
влиянию планет, что дает основание обвинить его еще и в чернокнижии.
Казанову сажают в Пьомби, Свинцовую тюрьму. От тоски и благочестивых книг,
которые подсовывают ему тюремщики, Казанова заболевает. Вызванный надзирателем
врач приказывает узнику одолеть тоску. Казанова решает, рискуя жизнью, добыть
себе свободу: «Либо я буду убит, либо доведу дело до конца». Однако от замысла
до осуществления его проходит немало времени. Едва Казанова ухитряется
изготовить острый стилет и проковырять в полу дыру, как его переводят в другую
камеру. Надзиратель обнаруживает следы его трудов, однако изобретательному
авантюристу удается запугать тюремщика, пригрозив выставить его перед
начальством своим сообщником. Желая задобрить узника, надзиратель разрешает ему
меняться книгами с другими заключенными. Пряча послания в книжных переплетах,
Казанова завязывает переписку с падре Бальи, сидящим в тюрьме за распутный образ
жизни. Монах оказывается натурой деятельной, а так как Казанове необходим
помощник, то он заручается его поддержкой. Проделав отверстия в потолках своих
камер, а затем в свинцовой крыше, Казанова и Бальби бегут из тюрьмы. Оказавшись
на свободе, они стремятся как можно скорей покинуть пределы Венецианской
республики. Казанове приходится расстаться со своим товарищем по несчастью,
ставшим для него обузой, и, ничем и ни с кем не связанный, он устремляется к
границе. И вот Казанова снова в Париже; перед ним стоит важная задача —
пополнить кошелек, изрядно отощавший за время пребывания в тюрьме. Он предлагает
заинтересованным лицам устроить лотерею. А так как «нет на свете другого места,
где было бы так просто морочить людей», то ему удается получить от этого
предприятия все возможные выгоды. Не забывает он и о продажных красавицах и
знатных поклонницах своих разнообразных талантов. Неожиданно заболевает его
новый друг Ла Тур д'Овернь; Казанова, заявив, что в него вселился влажный дух,
берется излечить его, наложив печать Соломона, и чертит у него на бедре
пятиконечную звезду. Через шесть дней Ла Тур д'Овернь снова на ногах. Он
знакомит Казанову с почтенной маркизой д'Юрфе, страстно увлекающейся оккультными
науками. У маркизы имеется прекрасное собрание рукописей великих алхимиков, у
себя в доме она устроила настоящую лабораторию, где постоянно что-то
выпаривается и перегоняется. У госпожи д'Юрфе часто обедает «славный авантюрист»
граф де Сен-Жермен — блистательный рассказчик, ученый, «отменный музыкант,
отменный химик, хорош собой». Вместе с маркизой Казанова наносит визит Жан Жаку
Руссо; впрочем, знаменитый философ не производит на них ожидаемого впечатления:
«ни внешность его, ни ум не поражали своеобычностью».
Желая обрести постоянный доход, Казанова по предложению некоего прожектёра
открывает мануфактуру. Но она приносит ему одни убытки: увлекшись юными
работницами, Казанова каждые три дня берет себе новую девицу, щедро награждая ее
предшественницу. Бросив убыточное предприятие, Казанова уезжает в Швейцарию,
где, по обыкновению, чередует возвышенное общение с лучшими умами эпохи с
любовными приключениями. В Женеве Казанова несколько раз беседует с великим
Вольтером. Далее путь его лежит в Марсель. Там его настигает госпожа д'Юрфе,
жаждущая совершить магический обряд перерождения, исполнить который может только
Казанова. А так как обряд сей состоит главным образом в том, что Казанова должен
заняться любовью с престарелой маркизой, он, чтобы достойно выйти из положения,
берет в помощницы некую юную красотку. Изрядно потрудившись и свершив обряд,
Казанова покидает Марсель.
Путешествие продолжается. Из Лондона, где Казанове не понравилось, он
направляется в германские княжества. В Вольфенбюттеле он все время проводит в
библиотеке, в Брауншвейге не отказывает себе в амурных удовольствиях, в Берлине
удостаивается аудиенции у короля Фридриха. Затем путь его лежит в Россию — через
Ригу в Санкт-Петербург. Всюду Казанова с интересом знакомится с непривычными для
него обычаями и нравами. В Петербурге он наблюдает крещение младенцев в ледяной
воде, ходит в баню, посещает дворцовые балы и даже покупает себе крепостную
девку, оказавшуюся необычайно ревнивой. Из северной столицы Казанова едет в
Москву, ибо, по его словам, «кто не видал Москвы, не видал России». В Москве он
осматривает все: «фабрики, церкви, памятники старины, собрания редкостей,
библиотеки». Возвратившись в Петербург, Казанова вращается при дворе,
встречается с императрицей Екатериной II, которая находит суждения итальянского
путешественника весьма занимательными. Перед отъездом из России Казанова
устраивает для своих русских друзей празднество с фейерверком. Казанову снова
влечет Париж, путь его пролегает через Варшаву... и все продолжается — интриги,
аферы, любовные авантюры...
Е. В. Морозова
|