Франсиско де Кеведо (Francisco de Quevedo) 1580-1645
История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников
(La vida del buscon, Llamado don Pablos) - Плутовской роман. (1603—1604)
Согласно законам жанра плутовской роман начинается с описания детских лет героя.
Родители Паблоса — мать-ведьма, отец-вор — постоянно спорят, чья профессия
лучше. «Воровство, сынок, это не простое ремесло, а изящное искусство», —
уверяет отец. Но мальчик уже с детских лет лелеет благородные мечты, отвергает
предложения родителей овладеть их «искусством» и только благодаря своей
настойчивости идет учиться. В школе Паблос знакомится с доном Дьего Коронелем,
сыном благородных идальго, он искренне любит своего нового друга и с
удовольствием обучает его различным играм. Но пребывание нашего героя в школе
было непродолжительным, так как с ним приключилось следующее. Во время карнавала
тощая кляча, на которой восседал Паблос, схватила с овощного лотка кочан капусты
и тут же его проглотила. Торговки подняли крик, стали забрасывать Паблоса и его
школьных товарищей брюквой, баклажанами и другими овощами; школьники же, не
растерявшись, запаслись камнями, и началась настоящая битва. Слуги правосудия
прервали бой, но все же не обошлось без потерь. У дона Дьего была пробита
голова, и его родители решили больше не отпускать сына в школу. Родители Паблоса
тоже были в ярости, обвиняя во всем своего нерадивого сына. Паблос принимает
решение уйти из отчего дома, бросить обучение в школе и остаться у дона Дьего в
качестве слуги. Мальчиков отправляют в пансион, но вскоре выясняется, что
лисенсиат Кабра, занимающийся воспитанием дворянских детей, из-за жадности морит
воспитанников голодом. Единственный выход для детей — воровать, и Паблос
становится профессионалом в воровском деле, поняв, что в этом его призвание.
Когда один из воспитанников умирает от голода, отец дона Дьего забирает сына и
Паблоса из пансиона и направляет их в университет в Алькала, где дон Дьего
должен изучать грамматические науки. Паблос вскоре становится известным «героем»
благодаря своей хитрости и изворотливости, в то время как его хозяин остается,
живя среди плутов-студентов, гораздых на различные козни и проказы,
благочестивым и честным юношей. С Паблосом же происходит множество забавнейших
историй. Так, однажды он пообещал дону Дьего и всем своим приятелям украсть
шпаги у ночного дозора. Осуществил он это следующим образом: поведав дозору
историю о шести несуществующих убийцах и грабителях, которые якобы в данный
момент находятся в публичном доме, он просит стражей порядка действовать
согласно его указаниям. Паблос объясняет им, что преступники вооружены и, как
только увидят шпаги, которые бывают лишь у стражников, примутся стрелять,
поэтому дозору надо оставить шпаги в траве на лугу у самого дома. Естественно,
завладеть оружием не составило труда. Обнаружив пропажу, дозорные обошли все
дворы, всматриваясь в лица, наконец, они добрались и до дома Паблоса, который,
чтобы его не узнали, прикинулся покойником, поставив вместо духовника одного из
своих товарищей. Несчастная стража удалилась в полном отчаянии, не обнаружив
следов воровства. В Алькала долго удивлялись этой проделке Паблоса, хотя уже
были наслышаны о том, что он обложил данью все окрестные огороды и виноградники,
а городской рынок превратил в место «столь небезопасное для торговцев, словно
это был густой лес». Все эти «подвиги» стяжали нашему герою славу самого ловкого
и пронырливого пройдохи. Причем многие кабальеро стремились переманить Паблоса к
себе на службу, но он оставался верен дону Дьего. И все же судьбе было угодно
разлучить хозяина со слугой.
Дон Паблос получает письмо от своего дяди-палача, который сообщает печальные
новости. Батюшка его повешен за воровство, и дядя, приводивший приговор в
исполнение, гордится родственником, так как тот «висел столь степенно, что
лучшего нельзя было и требовать». Матушка же приговорена инквизицией к
четыремстам смертоносным ударам плетью за колдовство. Дядя просит Паблоса
приехать за наследством в размере 400 дукатов и советует ему подумать о професии
палача, так как с его знанием латыни и риторики он будет непревзойденным в этом
искусстве. Дон Дьего был опечален разлукой, Паблос сокрушался еще больше, но,
расставаясь со своим господином, он сказал: «Другим я стал, сеньор... Целю я
повыше, ибо если батюшка мой попал на лобное место, то я хочу попытаться выше
лба прыгнуть».
На следующий день Паблос отправляется в Сеговию к дяде и получает те деньги,
которые его родственник еще не успел пропить. Дядя ведет глупейшие разговоры,
постоянно прикладываясь к бутылке, и племянник решает поскорее удрать из его
дома.
Наутро Паблос нанимает у погонщика осла и начинает долгожданное путешествие в
столицу, Мадрид, так как уверен, что сможет там прожить благодаря своей
изворотливости и ловкости. В дороге завязывается неожиданное знакомство. Дон
Торибио, бедный идальго, лишившийся отцовского имущества из-за того, что оно не
было выкуплено в срок, посвящает Паблоса в законы столичной жизни. Дон Торибио —
один из членов шайки удивительного рода мошенников: вся их жизнь — обман,
нацеленный на то, чтобы их принимали не за тех, кем они являются на самом деле.
Так, по ночам они собирают на улицах бараньи и птичьи кости, кожуру от фруктов,
старые винные мехи и разбрасывают все это в своих комнатах. Если утром
кто-нибудь приходит с визитом, то тут же произносится заготовленная фраза:
«Извините за беспорядок, ваша милость, здесь был званый обед, а эти слуги...»,
хотя, конечно, никаких слуг нет и в помине. Одураченный посетитель принимает
весь этот хлам за остатки званого обеда и верит, что перед ним состоятельные
идальго. Каждое утро начинается с тщательного изучения собственной одежды, так
как пускать людям пыль в глаза не как-то просто: брюки очень быстро
изнашиваются, поэтому изобретаются различные способы сидеть и стоять против
света, каждая вещь имеет свою долгую историю, и, например, куртка может быть
внучкой накидки и правнучкой большого плаща — ухищрениям несть числа. Также
существует миллион способов пообедать в чужом доме. Предположим, поговорив с
кем-нибудь две минуты, пройдохи узнают, где живет незнакомец, и идут туда как бы
с визитом, но непременно в обеденное время, при этом никогда не отказываясь от
приглашения присоединиться к трапезе. Эти молодые люди не могут позволить себе
влюбляться бескорыстно, и происходит это лишь по необходимости. Они волочатся за
трактирщицами — ради обеда, за хозяйкой дома — ради помещения, словом, дворянин
их пошиба, если умеет изворачиваться, — «сам себе король, хоть мало чем и
владеет». Паблос приходит в восторг от такого необычайного способа существования
и заявляет дону Торибио о своем решении вступить в их братство. По прибытии в
Мадрид Паблос живет у одного из друзей дона Торибиб, к которому он нанимается
слугой. Складывается парадоксальная ситуация: во-первых, плут кормит своего
господина, во-вторых, плут не уходит от бедного идальго. Это подтверждает
истинную доброту Паблоса, и он вызывает у нас симпатию, хотя мы понимаем, что
восхищаться, собственно, нечем. Паблос проводит месяц в компании рыцарей легкой
наживы, изучая все их воровские уловки. Но однажды, попавшись на продаже
краденого платья, вся «жульническая коллегия» отправляется в тюрьму. Но у
Паблоса есть преимущество — он новичок в этой компании, поэтому, дав взятку,
выходит на свободу. А между тем все остальные члены шайки высылаются из Мадрида
на шесть лет.
Паблос селится в гостинице и начинает ухаживать за хозяйской дочерью,
представившись сеньором доном Рамиро де Гусманом. В один прекрасный день Паблос,
закутавшись в плащ и изменив голос, изображает управляющего дона Рамиро и просит
девушку сообщить сеньору о его будущих крупных доходах. Этот случай совершенно
сразил девицу, мечтающую о богатом муже, и она соглашается на предложенное
Паблосом ночное свидание. Но когда наш герой забрался на крышу, чтобы через окно
проникнуть в комнату, он поскользнулся, полетел и «грохнулся на крышу соседнего
дома с такой силой, что перебил всю черепицу». От шума проснулся весь дом,
слуги, приняв Паблоса за вора, как следует поколотили его палками на глазах у
дамы сердца. Таким образом, став предметом насмешек и оскорблений, пройдоха, не
заплатив за еду и проживание, удирает из гостиницы.
Теперь Паблос представляется доном Фелипе Тристаном и, полагаясь на свою
предприимчивость и продолжая изображать из себя богатого жениха, старается
познакомиться со знатной дамой. Вскоре невеста найдена, но, на беду Паблоса, ее
кузеном оказывается дон Дьего Коронель, который узнает в доне фелипе Тристане
своего бывшего слугу и приказывает своим нынешним слугам как следует
рассчитаться с подлым обманщиком и плутом. В результате лицо Паблоса рассечено
шпагой, он весь изранен и стонет от боли. Эта неожиданная расправа выбила его из
колеи, и некоторое время Паблос был обречен на вынужденное бездействие. Потом
какой-то бедняк обучил его необходимому жалобному тону и причитаниям нищего, и
наш герой целую неделю бродит по улицам, прося милостыню. Вскоре, однако, судьба
его снова круто изменилась. Один из самых великих мошенников, «которых
когда-либо создавал Господь бор», предлагает ему работать на пару, открывая свой
величайший секрет в высшем искусстве нищенства. В день они крадут троих-четверых
детей, а потом за большое вознаграждение сами же возвращают их благодарным
родителям. Неплохо на этом нажившись, Паблос уезжает из столицы и направляется в
Толедо, город, где он никого не знает и о нем никто не ведает.
На постоялом дворе наш герой встречает труппу странствующих комедиантов, которые
тоже держат путь в Толедо. Его принимают в труппу, он оказывается прирожденным
актером и с упоением играет на сцене. Вскоре он приобретает известность и уже
сам занимается сочинением комедий, подумывая о том, чтобы стать директором
труппы. Но все его планы рушатся в один миг. Директор, не уплатив какой-то долг,
попадает в тюрьму, труппа распадается, и каждый идет своей дорогой. Его
друзья-актеры предлагают ему работу в других труппах, но Паблос отказывается,
поскольку временно не нуждается в деньгах, к работе охладел и хочет просто
поразвлекаться. Какое-то время он посещает богослужения при женском монастыре и
влюбляет в себя одну из монахинь. Обобрав наивную девушку, Паблос исчезает из
Толедо.
Теперь путь его лежит в Севилью. Здесь он в короткий срок овладевает основами
шулерской игры в карты и становится асом среди других мошенников. Неожиданно в
городской гостинице Паблос встречает одного из своих сотоварищей по Алькала по
имени Маторраль, профессионального убийцу. Попав однажды случайно в кровавую
схватку с ночным дозором, Паблос вместе с ним вынужден скрываться от правосудия.
Чтобы узнать, не улучшится ли с переменой места и материка его жребий, Паблос
перебирается в Вест-Индию. «Обернулось, однако, все это к худшему, ибо никогда
не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и
своих привычек».
Н. Б. Виноградова
|