История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого (The
History of the Life and Death of Jonathan Wilde the Great) Роман (1743)
Приступая к рассказу о жизни своего героя, которого автор причисляет к «великим
людям», он стремится убедить читателя в том, что величие — вопреки
распространенному заблуждению — несовместимо с добротой. Автор считает нелепым и
абсурдным желание биографов Цезаря и Александра Македонского приписать этим
выдающимся личностям такие качества, как милосердие и справедливость. Автор
полагает, что, наделяя своих героев подобными качествами, их биографы "разрушают
высокое совершенство, называемое цельностью характера». Совершенно неуместны
многочисленные упоминания о благородстве и великодушии Цезаря, который, по
словам автора, «с поразительным величием духа уничтожил вольности своей отчизны
и посредством обмана и насилия поставил себя главой над равными, растлив и
поработив целый народ».
Читателю должно быть ясно, что такие черты в великом человеке недостойны той
цели, ради которой он рожден: творить безмерное зло. Поэтому если автор в своем
повествовании и обмолвится о таком качестве, как доброта, то для него это
понятие будет синонимом пошлости и несовершенства, которые, увы, все еще
свойственны самым недалеким представителям рода человеческого.
Джонатан, родившийся в 1665 г., с юных лет проявляет гордость и честолюбие. Он
не слишком прилежно учится, но неизменно обнаруживает поразительное мастерство в
присвоении чужого. В семнадцать лет отец увозит его в Лондон, где юноша
знакомится с графом Ла Рюз, известным шулером, и помогает ему бежать из-под
ареста. Отдав должное ловкости рук Джонатана, который во время игры в карты
обчищает карманы партнеров, граф вводит его в свет, чтобы юноша применил свои
дарования в обществе людей, обладающих положением и деньгами.
В благодарность Джонатан подговаривает своего приятеля, Боба Бэгшота, ограбить
графа, когда тому достается крупный выигрыш. При этом Джонатан присваивает себе
львиную долю добычи, объясняя это Бобу действием основного закона человеческого
общества:
низкая часть человечества — рабы, которые производят все блага на потребу высшей
его части. Поскольку Джонатан причисляет себя к великим, справедливость требует,
чтобы ему всегда доставалось то, что добыто чужими руками. Подкрепляя свои
доводы угрозами, Джонатан подчиняет себе приятеля и решает сколотить шайку, все
члены которой будут работать на него. Тогда его величие сравнится с величием
Цезаря и Александра, которые всегда прибирали к рукам награбленное своими
солдатами.
Чтобы добыть деньги, необходимые для организации шайки, Джонатан с помощью графа
обманывает купца-ювелира Томаса Хартфри, школьного товарища Джонатана.
Хартфри получает фальшивый вексель, а Джонатану достаются поддельные
драгоценности, тогда как с настоящими граф скрывается, оставив сообщника в
дураках. И все же Джонатану удается собрать большую шайку, члены которой под его
водительством успешно обворовывают растяп и простофиль.
Чтобы беспрепятственно овладеть женой Хартфри, которому грозит банкротство, а
заодно и его имуществом, Джонатан ловко удаляет его из дома и убеждает его жену
забрать все ценности и отплыть в Голландию, куда он, преданный друг ее мужа,
будет ее сопровождать. Простодушная женщина соглашается.
Во время шторма Джонатан пытается ею овладеть, но капитан корабля спасает ее.
Встречное французское судно берет всю команду в плен, и когда миссис Хартфри
рассказывает французскому капитану о поведении Джонатана, его сажают в лодку и
бросают на произвол судьбы. Однако вскоре его подбирает французский рыболовный
бот, и Джонатан благополучно возвращается в Лондон.
Ордер на арест Хартфри уже утвержден, когда он узнает, что его жена, оставив
дома детей, забрала весь ценный товар и вместе с Джонатаном отбыла в Голландию.
Джонатан навещает Хартфри в ньюгетской тюрьме, чтобы снова обрести его доверие.
Он рассказывает Хартфри, что капитан французского судна захватил в плен его жену
и присвоил все ценности, и предлагает Хартфри бежать из тюрьмы. Хартфри с
негодованием отказывается.
Тем временем Джонатан открывает контору, в которой каждый ограбленный его шайкой
может получить назад свои вещи, уплатив за них вдвое больше их стоимости. Дела у
Джонатана идут прекрасно, и он задумывает жениться на прекрасной Летиции, дочери
старого друга и компаньона его отца. Он давно уже питал к ней нежные чувства,
которые она, увы, отвергала в пользу многих других мужчин, в том числе
разбойников из шайки Джонатана.
Но, удовлетворив свою страсть, Джонатан скоро охладевает к супруге и заключает с
ней договор: отныне оба они будут пользоваться неограниченной свободой.
Хартфри начинает подозревать, что Джонатан — подлинный виновник всех его
бедствий, и тот решает поскорее избавиться от честного простофили, обвинив
Хартфри в том, что он, желая обойти кредиторов, услал жену со всеми ценностями
за границу. Лжесвидетелем становится разбойник Файрблад, и дело передают в суд.
Один из плутов, состоящих на службе у Джонатана, мясник Блускин, отказывается
отдать Джонатану украденные им золотые часы. В шайке назревает бунт, но Джонатан
подавляет его: в присутствии остальных мошенников он сдает Блускина полиции, и у
того находят часы. Плуты понимают, что они у Джонатана в руках, и соглашаются
честно отдавать ему львиную долю добычи, как это и было у них заведено с самого
начала.
Стараниями Джонатана и Файрблада суд признает Хартфри виновным. Однако вскоре
начинается расследование по поводу того,что Блускин, покушаясь на жизнь
Джонатана, ранил его ножом. В результате некоторые из славных деяний Джонатана
получают огласку.
Известный своей неподкупностью судья добивается введения в один из парламентских
актов оговорки, согласно которой тот, кто совершает кражу чужими руками,
привлекается к уголовной ответственности. Деятельность Джонатана подпадает под
этот варварский закон, и он попадает в ньюгетскую тюрьму, куда скоро привозят и
его жену Летицию, уличенную в карманной краже.
Джонатан не унывает. Он борется за власть с неким Роджером Джонсоном, который
стоит во главе всех плутов ньюгетской тюрьмы. Джонатан побеждает, и отныне все
узники платят ему дань, которую он использует на свои нужды. Узнав о том, что
Хартфри приговорен к смертной казни, Джонатан позорным образом предается
угрызениям совести, но это болезненное состояние длится недолго: вспомнив о
своем величии, он гонит прочь мысли о спасении незадачливого купца.
Перед самой казнью Хартфри к нему приезжает жена, и они узнают, что казнь
отменена, поскольку Файрблад, который выступал свидетелем на слушании дела
Хартфри, был уличен в преступлении и сознался судье в том, что действовал по
наущению Джонатана.
Судья навещает Хартфри в тюрьме и вместе с ним слушает рассказ его жены обо
всем, что ей довелось пережить в разлуке с мужем. Несмотря на все ее
злоключения, она сохранила незапятнанным свое целомудрие и даже вернула
драгоценности, которые обманом выудил у Хартфри граф Аа Рюз. Более того,
африканский вождь подарил ей драгоценный камень, стоимость которого может с
лихвой покрыть все убытки. Судья обещает Хартфри добиться его полного
оправдания, и счастливая чета отправляется домой. Джонатан, приговоренный к
повешению, устраивает попойки с заключенными и, наконец, по примеру многих
«великих» оканчивает свои дни на виселице.
Воздав дань памяти Джонатана и перечислив его многочисленные достоинства, автор
подводит итог своей истории: «покуда величие состоит в гордости, власти,
дерзости и причинении зла человечеству, — иначе говоря, покуда великий человек и
великий негодяй суть синонимы, — до тех пор Уайльд будет стоять, не имея
соперников, на вершине ВЕЛИЧИЯ».
В. В. Рынкевич
|