Пьер Карл де Шамплен де Мариво (Pierre Carlet de Champlain de
Marivo) 1688-1763
Жизнь Марианны, или Приключения графини де*** (La vie de Marianne ou les
Adventures de Madame de Contess de***) - Роман (1731-1741)
Марианна, удалившись от света, по совету подруги берется за перо. Правда, она
боится, что ум ее непригоден для сочинительства, а слог недостаточно хорош, но
поверьте, она просто кокетничает.
Трагическое событие, случившееся, когда Марианне было не более двух лет,
накладывает отпечаток на всю ее жизнь. На почтовую карету нападают грабители и
убивают всех ее пассажиров, кроме маленького ребенка, Марианны. Судя по одежде,
девочка — дочь молодой знатной четы, но никаких более точных сведений найти не
удается. Таким образом, происхождение Марианны становится тайной. Ребенка отдают
в дом сельского священника, и его сестра, воспитанная, рассудительная и истинно
добродетельная женщина, воспитывает Марианну, как родную дочь. Марианна всей
душой привязывается к своим покровителям и считает сестру священника лучшим
человеком на свете. Девочка растет грациозным, милым, послушным ребенком и
обещает стать красавицей. Когда Марианне исполняется пятнадцать лет,
обстоятельства вынуждают сестру священника поехать в Париж, и она берет с собой
девочку. Но через некоторое время они получают известие о болезни священника, а
вскоре та, что заменила бедной девочке мать, умирает. Ее наставления на всю
жизнь сохранятся в памяти Марианны, и хотя в дальнейшем она будет часто
проявлять неблагоразумие, но ее душа навсегда останется исполненной добродетели
и честности.
Итак, пятнадцатилетняя девушка, очень хорошенькая, остается одна в Париже и на
всем белом свете, без дома и без денег. Марианна в отчаянии умоляет монаха,
водившего знакомство с покойной, стать ее руководителем, и тот решает обратиться
к одному почтенному человеку, известному своим благочестием и добрыми делами.
Господин Клималь, хорошо сохранившийся мужчина лет пятидесяти — шестидесяти,
очень богатый, узнав историю Марианны, готов помочь: отдать девушку в обучение к
белошвейке и платить за содержание. Марианна испытывает благодарность, но сердце
у нее разрывается на части от стыда, она чувствует невыносимое унижение, будучи
объектом «милосердия, которое не соблюдает душевной деликатности». Но,
расставшись с монахом, ее благодетель становится куда более любезным, и,
несмотря на свою неопытность, Марианна чувствует, что за этой любезностью
кроется что-то нехорошее. Так и случается. Очень скоро она понимает — де Клималь
влюблен в нее. Марианна считает бесчестным поощрять его ухаживания, но принимает
подарки, ведь кроме добродетели и порядочности она от природы наделена и
кокетством, и желанием нравиться, столь естественными для хорошенькой женщины.
Ей ничего не остается, как делать вид, что она не подозревает о пылких чувствах
престарелого воздыхателя.
Однажды, возвращаясь из церкви, Марианна подвертывает ногу и попадает в дом
знатного молодого человека, того самого, с которым они обменялись в церкви
взглядами, так много говорящими сердцу. Она не может признаться Вальвилю ни в
своем жалком положении, ни в знакомстве с господином де Клималем, который
оказывается родным дядюшкой Вальвиля и притворяется, что не знаком с Марианной,
хотя при виде племянника у ног своей подопечной изнывает от ревности. Когда
Марианна возвращается домой, к ней приходит де Клималь. Он прямо говорит о своей
любви, предостерегает Марианну против увлечения «молодыми вертопрахами» и
предлагает ей «небольшой договор на пятьсот ливров ренты». Во время этого
объяснения в комнате неожиданно появляется Вальвиль, и теперь уже племянник
видит дядю, стоящего на коленях перед все той же Марианной. Что он может о ней
думать? Только одно. Когда молодой человек уходит, бросив на ни в чем не
повинную девушку презрительный взгляд, она просит де Клималя пойти вместе с ней
к племяннику и все ему объяснить, а тот, отбросив маску благопристойности,
упрекает ее в неблагодарности, говорит, что отныне прекращает свои даяния, и
исчезает, боясь скандала. А Марианне, которую оскорбленная гордость и любовь к
Вальвилю лишили всякого благоразумия, думает только о том, как заставить
Вальвиля пожалеть о разлуке и раскаяться в дурных мыслях. Лишь наутро она
осознает всю глубину своего бедственного положения. Ока рассказывает обо всех
своих горестях настоятельнице монастыря, и при этой беседе присутствует дама,
которая проникается к девушке горячей симпатией. Она предлагает настоятельнице
принять Марианну в монастырский пансион и собирается платить за ее содержание.
Марианна в восторженном порыве орошает руку благодетельницы «самыми нежными и
сладостными слезами».
Так Марианна обретает новую покровительницу и находит в ней вторую мать.
Истинная доброта, естественность, великодушие, отсутствие тщеславия, ясность
мысли — вот что составляет характер пятидесятилетней дамы. Она восхищается
Марианной и относится к ней, как к родной дочери. Но скоро Марианна, обожающая
свою благодетельницу, узнает, что та не кто иная, как мать Вальвиля, который
узнал о невиновности Марианны, воспылал еще более страстной любовью и уже
передал ей письмо в монастырь, переодевшись лакеем. Когда госпожа де Миран
жалуется, что сын стал пренебрегать богатой и знатной невестой, увлекшись
какой-то случайно встреченной молоденькой девчонкой, Марианна узнает себя в
описании авантюристки и без колебаний признается во всем госпоже де Миран, в том
числе и в своей любви к ее сыну. Госпожа де Миран просит помощи у Марианны, она
знает, что Марианна достойна любви, как никто другой, что у нее есть все — «и
красота, и добродетель, и ум, и прекрасное сердце», но общество никогда не
простит молодому человеку знатного рода женитьбы на девушке неизвестного
происхождения, не имеющей ни титула, ни состояния. Марианна ради любви к госпоже
де Миран решает отказаться от любви Вальвиля и умоляет его забыть о ней. Но
госпожа де Миран (которая слышит этот разговор), потрясенная благородством своей
воспитанницы, дает согласие на брак сына с Марианной. Она готова мужественно
противостоять нападкам родни и защищать счастье детей от всего света.
Брат госпожи де Миран, де Клималь, умирает. Перед смертью он, полный раскаяния,
признает в присутствии сестры и племянника свою вину перед Марианной и оставляет
ей небольшое состояние.
Марианна по-прежнему живет в монастырском пансионе, а госпожа де Миран
представляет ее как дочь одной из своих подруг, но постепенно слухи о
предстоящей свадьбе и сомнительном прошлом невесты расползаются все шире и
достигают ушей многочисленной и чванливой родни госпожи де Миран. Марианну
похищают и увозят в другой монастырь. Настоятельница объясняет, что это
распоряжение свыше, и Марианне предоставляется на выбор: или постричься в
монахини, или выйти замуж за другого человека. Тем же вечером Марианну сажают в
карету и везут в дом, где она встречается с человеком, которого ей прочат в
мужья. Это молочный брат жены министра, ничем не примечательный молодой человек.
Потом в кабинете министра происходит настоящее судилище над девушкой, которая не
совершила ничего дурного. Единственное ее преступление — красота и прекрасные
душевные качества, которые привлекли сердце молодого человека из знатного
семейства. Министр объявляет Марианне, что не допустит ее брака с Вальвилем, и
предлагает ей выйти замуж за «славного малого», с которым она только что
беседовала в саду. Но Марианна с твердостью отчаяния заявляет, что ее чувства
неизменны, и отказывается выйти замуж. В это мгновение появляются госпожа де
Миран и Вальвиль. Полная благородной жертвенности речь Марианны, ее внешность,
манеры и преданность покровительнице перетягивают чашу весов на ее сторону. Все
присутствующие, даже родственники госпожи де Миран, восхищаются Марианной, а
министр объявляет, что он не собирается больше вмешиваться в это дело, потому
что никто не может помешать тому, «чтобы добродетель была любезна сердцу
человеческому», и возвращает Марианну ее «матушке».
Но несчастья Марианны на этом не кончаются. В монастырь приезжает новая
пансионерка, девица благородного происхождения, наполовину англичанка,
мадемуазель Вартон. Случается так, что эта чувствительная девушка падает в
обморок в присутствии Вальвиля, и этого оказывается достаточным, чтобы ветреный
юноша увидел в ней новый идеал. Он перестает навещать больную Марианну и тайком
видится с мадемуазель Вартон, которая влюбляется в него. Узнав об измене
возлюбленного, Марианна приходит в отчаяние, а госпожа де Миран надеется, что
ослепление ее сына когда-нибудь пройдет. Марианна понимает, что ее возлюбленный
не так уж и виноват, просто он принадлежит к тому типу людей, для которых
«препятствия имеют неодолимую притягательную силу», а согласие матери на его
брак с Марианной все испортило, и «его любовь задремала». Марианна уже известна
в свете, многие восхищаются ею, и почти одновременно она получает два
предложения — от пятидесятилетнего графа, человека выдающихся достоинств, и от
молодого маркиза. Самолюбие, которое Марианна считает основным движителем
поступков человека, заставляет ее вести себя с Вальвилем так, словно она вовсе
не страдает, и она одерживает блистательную победу: Вальвиль снова у ее ног. Но
Марианна принимает решение больше не встречаться с ним, хотя все еще любит его.
На этом записки Марианны обрываются. Из отдельных фраз, например когда она
упоминает о своих светских успехах или называет себя графиней, можно понять, что
в ее жизни было еще немало приключений, о которых нам, увы, не суждено узнать.
И. А. Москвина-Тарханова
|