Фридрих Гёльдерлин (Friedrich Hölderlin) 1770—1843
Гиперион, или Отшельник в Греции (Hyperion oder Der Eremit in Griechenland) -
Роман (1797-1799)
Лирический роман — крупнейшее произведение писателя — написан в эпистолярной
форме. Имя главного героя — Гиперион — отсылает к образу титана, отца бога
солнца Гелиоса, чье мифологическое имя означает Высокоидущий. Создается
впечатление, что действие романа, представляющего собой своего рода «духовную
одиссею» героя, развертывается вне времени, хотя арена происходящих событий —
Греция второй половины XVIII в., находящаяся под турецким игом (на это указывают
упоминания о восстании в Морее и Чесменской битве в 1770 г.).
После выпавших на его долю испытаний Гиперион отходит от участия в борьбе за
независимость Греции, он утратил надежды на близкое освобождение родины, сознает
свое бессилие в современной жизни. Отныне он избрал для себя путь
отшельничества. Получив возможность снова вернуться в Грецию, Гиперион
поселяется на Коринфском перешейке, откуда пишет письма другу Беллармину,
живущему в Германии.
Казалось бы, Гиперион достиг желаемого, но созерцательное отшельничество также
не приносит удовлетворения, природа больше не раскрывает ему своих объятий, он,
всегда жаждущий слияния с ней, вдруг ощущает себя чужим, не понимает ее. Похоже,
ему не суждено найти гармонии ни внутри себя, ни вовне.
В ответ на просьбы Беллармина Гиперион пишет ему о своем детстве, проведенном на
острове Тинос, мечтах и надеждах той поры. Он раскрывает внутренний мир богато
одаренного подростка, необычайно чувствительного к красоте и поэзии.
Огромное влияние на формирование взглядов юноши оказывает его учитель Адамас.
Гиперион живет в дни горького упадка и национального порабощения своей страны.
Адамас прививает воспитаннику чувство преклонения перед античной эпохой,
посещает с ним величественные руины былой славы, рассказывает о доблести и
мудрости великих предков. Гиперион тяжело переживает предстоящее расставание с
любимым наставником.
Полный духовных сил и высоких порывов, Гиперион уезжает в Смирну изучать военное
дело и мореходство. Он настроен возвышенно, жаждет красоты и справедливости, он
постоянно сталкивается с людским двоедушием и приходит в отчаяние. Настоящей
удачей становится встреча с Алабандой, в котором он обретает близкого друга.
Юноши упиваются молодостью, надеждой на будущее, их объединяет высокая идея
освобождения родины, ведь они живут в поруганной стране а не могут смириться с
этим. Их взгляды и интересы во многом близки, они не намерены уподобляться
рабам, которые привычно предаются сладкой дреме, их обуревает жажда действовать.
Тут-то и обнаруживается расхождение. Алабанда — человек практического действия и
героических порывов — постоянно проводит мысль о необходимости «взрывать гнилые
пни». Гиперион же твердит о том, что нужно воспитывать людей под знаком
«теократии красоты». Алабанда называет подобные рассуждения пустыми фантазиями,
друзья ссорятся и расстаются.
Гиперион переживает очередной кризис, он возвращается домой, но мир вокруг
обесцвечен, он уезжает в Калаврию, где общение с красотами средиземноморской
природы вновь пробуждает его к жизни.
Друг Нотара приводит его в один дом, где он встречает свою любовь. Диомита
кажется ему божественно-прекрасной, он видит в ней необычайно гармоническую
натуру. Любовь соединяет их души. Девушка убеждена в высоком призвании своего
избранника — быть «воспитателем народа» и возглавить борьбу патриотов. И все же
Диомита против насилия, пусть даже и для создания свободного государства. А
Гиперион наслаждается пришедшим к нему счастьем, обретенным душевным
равновесием, но предчувствует трагическую развязку идиллии.
Он получает письмо от Алабанды с сообщением о готовящемся выступлении греческих
патриотов. Простившись с возлюбленной, Гиперион спешит встать в ряды борцов за
освобождение Греции. Он полон надежд на победу, но терпит поражение. Причина не
только в бессилии перед воинской мощью турков, но и в разладе с окружающим,
столкновении идеала с повседневной действительностью: Гиперион ощущает
невозможность насаждать рай с помощью шайки разбойников — солдаты
освободительной армии учиняют грабежи и резню, и ничем их нельзя сдержать.
Решив, что у него с соотечественниками нет больше ничего общего, Гиперион
поступает на службу в русский флот. Отныне его ожидает участь изгнанника, даже
родной отец проклял его. Разочарованный, морально сокрушенный, он ищет гибели в
Чесменском морском сражении, но остается жив.
Выйдя в отставку, он намеревается наконец-то спокойно зажить с Диомитой
где-нибудь в долине Альп или Пиренеев, но получает весть о ее смерти и остается
безутешным.
После многих скитаний Гиперион попадает в Германию, где живет довольно долго. Но
царящие там реакция и отсталость кажутся ему удушающими, в письме к другу он
язвительно отзывается о фальши мертвящего общественного порядка, отсутствии у
немцев гражданских чувств, мелочности желаний, примиренности с
действительностью.
Когда-то учитель Адамас предрекал Гипериону, что такие натуры, как он, обречены
на одиночество, скитания, на вечное недовольство собой.
И вот Греция повержена. Диомита умерла. Живет Гиперион в шалаше на острове
Саламине, перебирает воспоминания о былом, скорбит о потерях, о неосуществимости
идеалов, пытается преодолеть внутренний разлад, испытывает горькое чувство
меланхолии. Ему кажется, что он отплатил черной неблагодарностью матери-земле, с
пренебрежением отнесясь и к своей жизни, и ко всем дарам любви, которую она
расточала.
Его удел — созерцание и мудрствование, как и прежде он остается верен
пантеистической идее родства человека и природы.
Л. М. Бурмистрова
|