Люк де Клапье де Вовенарг (Luc de Clapiers de Vauvenargues)
1715-1747
Введение в познание человеческого разума (Introduction à la Connaissanse de
l'esprit Humain) - Трактат (1746)
Паскаль говорит: «Все правила достойного поведения давно известны, остановка за
малым — за умением ими пользоваться».
Любой принцип противоречив, любой термин толкуется по-разному. Но, постигнув
человека, можно постичь все.
Книга первая О РАЗУМЕ ВООБЩЕ
Некоторые смешивают свойства разума со свойствами характера, например,
способность говорить ясно, а мыслить путано, и думают, что разум противоречив.
Но разум лишь очень многообразен.
Разум опирается на три основные начала: воображение, размышление, память.
Воображение — это способность представлять себе что-либо с помощью образов и с
их же помощью выражать свои представления.
Размышление — дар, позволяющий сосредоточиваться на идеях, обдумывать и сочетать
их. Это исходная точка суждения и оценки.
Память — хранительница плодов воображения и размышления. Память по мощи должна
соответствовать уму, иначе это ведет либо к скудости мысли, либо к чрезмерной ее
широте.
Плодовитость. Бесплодные умы не могут понять предмет в целом; умы плодовитые, но
нерассудительные не могут понять себя: пылкость чувств заставляет усиленно
работать их мысль, но в ложном направлении.
Сообразительность проявляется в быстроте работы разума. Она не всегда сопряжена
с плодовитостью. Бывают умы сообразительные, но бесплодные — ум, живой в беседе,
но угасающий за письменным столом.
Проницательность есть способность постигать явления, восходить к их причинам и
предугадывать их следствия. Знания и привычки совершенствуют ее.
Ясность — украшение рассудительности, но не каждый, обладающий ясным умом,
рассудителен. Рассудительность и отчетливость воображения отличается от
рассудительности и отчетливости памяти, чувства, красноречия. Иногда у людей
бывают несовместимые идеи, которые, однако, увязаны в памяти воспитанием или
обычаями. Особенности нрава и обычаи создают различия меж людьми, но и
ограничивают их свойства определенными рамками.
Здравый смысл сводится к умению видеть любой предмет в его соразмерности с нашей
природой или положением в обществе; это способность воспринимать вещи с их
полезной стороны и здраво оценивать. Для этого надо на все смотреть просто.
Рассудок должен преобладать над чувством, опыт — над размышлением.
Глубина — вот цель всякого размышления. Глубокий ум должен удерживать мысль
перед глазами, чтобы исследовать ее до конца. Сообразительность всегда
приобретается ценой глубины.
Деликатность — это чувствительность, которая зависит от свободы обычаев.
Тонкость — своеобразная мудрость в вопросах чувства; бывает и без деликатности.
Широта ума — способность усваивать множество идей одновременно, не путая их друг
с другом. Без нее нельзя стать гением.
Наитие — мгновенный переход от одной идеи к другой, могущей сопрягаться с
первой. Это неожиданные повороты ума Шутки — поверхностные порождения наития.
Хороший вкус — это способность судить о предметах, связанных с чувством. Это
умение чувствовать прекрасную природу. Вкус толпы не бывает верен. Доводы ума
могут изменить наше суждение, но не вкус.
О слоге и красноречии. Не всегда тот, кто хорошо мыслит, может выразить свою
мысль в словах; но великолепие слога при слабости идеи — форменная чушь.
Благородство изложению придают простота, точность и естественность. Одни
красноречивы в беседе, другие — наедине с рукописью. Красноречие оживляет все:
науки, дела, поэзию. Все ему повинуется.
Об изобретательности. Изобретать — значит не создавать материал для изобретений,
но придавать ему форму, как зодчий — мрамору. Образец наших поисков — сама
природа.
О таланте и разуме. Талант немыслим без деятельности, он зависит также от
страстей. Талант — редкость, так как для него нужны сочетания различных
достоинств ума и сердца. Талант самобытен, хотя все великие люди следовали
образцам: например, Корнель — Лукану и Сенеке. Разум должен обозначать
совокупность рассудительности, глубины и других качеств, но обычно разумом
называют лишь одну из этих способностей — и ведут споры, какую именно.
О характере. Характер содержит в себе все, что отличает наш ум и сердце; он
соткан из противоречий.
Серьезность — частная особенность характера; у нее много причин и
разновидностей. Есть серьезность спокойного ума, серьезность пылкого или
благородного ума, серьезность робкого человека и множество других ее
разновидностей. Серьезность рассеянности сказывается в чудачествах.
Находчивость — способность пользоваться случаем в разговорах и делах. Она
требует сообразительности и опыта.
О рассеянности. Бывает рассеянность, происходящая от того, что работа ума
замедлена вообще, а бывает — от того, что душа сосредоточена на одном предмете.
Книга вторая О СТРАСТЯХ
Локк учит: любая страсть берет начало в наслаждении или страдании. Так как
наслаждение или страдание вызываются у разных людей разными причинами, то каждый
понимает под добром и злом разные вещи. Однако источников добра и зла для нас
два: чувства и размышления. Впечатления от чувств мгновенны и непознаваемы.
Страсти, порожденные мыслью, основаны либо на любви к бытию, либо питаются
чувством собственного несовершенства. В первом случае происходят веселость,
кротость, умеренность в желаниях. Во втором появляются
беспокойство и меланхолия. Страсти великих людей — сочетание того и другого.
Ларошфуко говорит, что в любви мы ищем лишь собственного наслаждения. Но нужно
различать самолюбие и себялюбие. Себялюбие позволяет любить себя вне личности (в
женщине, в славе и в других вещах), а самолюбие ставит нас в центр вселенной.
Гордыня — следствие самолюбия.
Честолюбие — результат стремления раздвигать пределы своей личности, оно может
быть и добродетелью, и пороком.
Слава заглушает наши горести лучше всего остального, но это не добродетель и не
заслуга, а лишь награда за них. Поэтому не надо торопиться осуждать стремление к
славе. Страсть к славе жаждет внешнего величия, а страсть к наукам — величия
изнутри. Искусства живописуют природу, науки — истину. Знания разумного человека
не слишком обширны, зато доскональны. Их нужно прилагать к практике: знание
правил танца не принесет пользы человеку, никогда не танцевавшему. Но любой
талант надо воспитывать.
Скупость — детище нелепого недоверия к обстоятельствам жизни; страсть к игре,
наоборот, рождена нелепой верой в случай.
Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе, ибо ребенок во всем
зависит от родителей и связан с ними. Но у детей есть самолюбие, поэтому дети
любят отцов меньше, чем отцы — детей.
Домашние животные ублажают наше самолюбие: мы воображаем, что попугай любит нас,
ценит нашу ласку — и любим его за этот перевес над ним.
Дружескую приязнь рождает несовершенство нашей сущности, а несовершенство самой
этой приязни ведет к ее охлаждению. Мы страдаем от одиночества, но и дружба не
заполняет пустоты. В юности дружат нежней, в старости — крепче. Низок душою тот,
кто стыдится дружбой с запятнавшими себя людьми.
О любви. Вполне возможна и любовь, свободная от грубой чувственности, но ока
нечаста. Человек влюбляется в созданный им образ, а не в реальную женщину.
Вообще же в любви главное для нас — качества внутренние, душа. Не надо путать
любовь с дружбой, ибо дружбой правит разум, а любовью — чувства. Нельзя о
человеке судить по его лицу, куда интересней смотреть, какие лица ему нравятся
более других.
Сострадание — чувство, в котором печаль смешана с приязнью. Оно бескорыстно,
разум над ним не властен.
О ненависти. Ненависть — глубокое уныние, которое отвращает нас от того, чем оно
вызвано — в это чувство входят и ревность, и зависть.
Человек уважает все, что любит, в том числе и себя.
Главнейшие чувства человека: желание, недовольство, надежда, сожаление, робость,
насмешка, замешательство, удивление. Но все они слабее любви, честолюбия и
скупости.
Человек не может в общем управлять страстями. успокоить их нельзя, да и не
нужно, потому что они — основа и суть нашей души. Но бороться с дурными
привычками необходимо, а победим ли мы их — на все Господня воля.
Книга третья О ДОБРЕ И ЗЛЕ КАК НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЯХ
Добром следует считать лишь то, что благотворно для всего общества, а злом — то,
что для него гибельно. Интересами отдельного человека приходится жертвовать.
Цель законов — охранять права каждого.
Добродетель — это предпочтение общего интереса интересу личному; а корыстный
интерес — источник любых пороков. Добродетель не приносит людям счастья потому,
что они порочны, а пороки не приносят пользы.
Величие души — влечение совершать великие деяния, добрые или злые. Поэтому иные
пороки не исключают великих достоинств, и наоборот.
О мужестве. Есть много разновидностей мужества: мужество в борьбе с судьбой,
терпение, храбрость, твердость и другие. Но они редко встречаются все сразу.
Чистосердечие — это верность, не ведающая подозрений и уловок. Умеренность
говорит о душевном равновесии. Благоразумие есть здравая предусмотрительность.
Деятельность — проявление беспокойной силы, лень — спокойного бессилия.
Суровость — ненависть к наслаждениям, строгость — ненависть к порокам. Мудрость
— понимание сути добра и любовь к нему.
Добродетель — это добро и красота вместе; к примеру, лекарства хороши, но не
красивы, и многое есть, что красиво, но не полезно.
Господин Круза говорит, что красота — это то, что наш разум воспринимает как
сложное, но неразделимое целое, это многообразие в единстве.
А. В. Скобелкин
|